Введение

Целью исследования был как общий обзор рынка пусковых услуг на ГПО/ГСО, так и выделение той его части, на которую потенциально могут рассчитывать операторы отечественных РН.

В таблице 1 приведено распределение по носителям запущенных на ГПО для иностранных операторов коммерческих спутников связи и телевещания, в таблице 2 те же данные приведены в процентах более укрупненно фактически по производителям РН. Возможно, правильнее распределять носители по операторам пусковых услуг, но многие операторы занимаются маркетингом носителей разных и фактически конкурирующих между собой фирм, а большая часть дохода (не прибыли) достается все же конкретному изготовителю, обеспечивая загрузку производственных мощностей и, в конечном счете, его существование и развитие. В соответствующей графе таблицы 1 учтены все модификации данного носителя, а кроме того, в графе Ариан-4 – Ариан-2/3 (5 пусков в 1988 г. и 2 пуска в 1989 г.); в графе Дельта-2 – Дельты серий 4000 и 6000; в графе H-1, Н-2 пуски до 1991 г. включительно относятся только к H-1, после – только к H-2; в графе CZ-3 учтены так же CZ-2E. Так как для Ариан-4/5 типичными являются парные запуски, то в ее графе указаны три цифры: первая – общее количество выведенных спутников, в скобках – количество одиночных запусков, третья – общее число пусков носителя. Спутники в парах, не являвшиеся коммерческими (за рассматриваемый период это 15 военных аппаратов и 7 метеорологических), не учтены. Конечно, для самого Арианспейса эти контракты считаются и являются вполне коммерческими, точно так же аппараты данных классов запускают на национальных носителях и другие страны, а их провайдеры получают прибыль, однако на международном рынке пусковых услуг такие спутники фактически не представлены и запуск их на иностранном носителе очень маловероятен из соображений секретности, престижа и стремления правительственных заказчиков поддерживать отечественного производителя. Исключение тут составил итальянский спутник военной связи Sicral 1B, запущенный на Зените-3SL в 2009 году, он учтен в таблице. Запуск английского Skynet 4E на Дельте-2 в 1999 г. и коммерческого военного американского XTAR-EUR на Ариан-5 в 2005 г. вряд ли можно считать исключениями, поскольку конкуренция там ограничилась членами NATO. Так же можно еще вспомнить запуски на Космосе-3М немецких КА РЛР SARLupe, а на Днепре – итальянских COSMO-SkyMed, однако связано это было прежде всего с отсутствием у Европы на тот момент собственного легкого носителя, тенденции же перевода на иностранные носители КА военной связи не намечается. В таблицу не включены и экспериментальные аппараты (4 спутника за рассматриваемый период), поскольку заказчиками их являются космические агентства, которые обязаны отдавать приоритет национальным носителям. По тому же принципу, что и для Ариан, обозначены пуски коммерческого Титана-3. С 2011 г. парные запуски стали проводиться и на Протоне, так же обозначаемые по принципу ариановских, но с одной особенностью: в общее количество не включены коммерческие спутники российского производства для иностранных заказчиков, предназначенные для прямого выведения, т.к. они на рынке пусковых услуг фактически не представлены, поскольку заказ подобного спутника подразумевает его запуск только на российском носителе. Но на общую картину они влияют слабо, поскольку за рассматриваемый период запущено лишь четыре таких спутника. Вообще же за всю историю не было ни одного случая прямого выведения коммерческого спутника связи на иностранном носителе. На остальных носителях производятся только одиночные запуски спутников связи, поэтому число запущенных КА равно числу пусков РН. Кроме геостационарных, в таблице учтены так же три спутника Sirius, выведенные на РН Протон-К с РБ ДМ в 2000 г. на суточные синхронные орбиты наклонением 63 градуса, и два спутника ICO, запущенные на ракетах-носителях Зенит-3SL в 2000 г. (аварийно) и Атлас-2AS в 2001 г. на круговую орбиту высотой 10100 км и наклонением 45 градусов. Данные орбиты требуют хотя и меньшей, но все же сравнимой с геостационарной орбитой энергетики, а сами спутники имеют сравнимую с геостационарными массу, что обусловливает необходимость использования тех же носителей, что и для ГПО/ГСО. Необходимо сразу отметить, что носители Японии и Индии на рынке пусковых услуг отсутствуют и применяются только для вывода аппаратов, созданных по заказу национальных правительственных агентств и ведомств, однако они все же приведены в таблице 1 для полноты картины. Ниже подробнее рассмотрены РН разных стран в плане перспективы их коммерческого использования. Полезная нагрузка данных носителей на разные виды ГПО и ГСО указана в таблицах 2 и 3 раздела Геопереходная орбита.

Нужно отметить, что рынок этот не является свободным. Основным предназначением национальных носителей по-прежнему остается независимый доступ страны в космос, а коммерция выполняется по возможности. Пустят ли страну на международный рынок пусковых услуг, во многом определяется политикой. Например, одним из условий вхождения туда России было соблюдение режима нераспространения ракетных технологий и, в частности, непередача Индии водородной технологии. В целом, США и Запад сочли более выгодным для себя, чтобы Россия в тяжелые для нее 90-е зарабатывала деньги извозом, чем передачей технологий в страны третьего мира. При этом их спутниковым операторам более низкие цены на пусковые услуги были только на руку, позволяя увеличить прибыль, хотя при этом страдали национальные производители РН. Так же по политическим причинам с рынка был вытеснен Китай, обладавший не менее дешевыми носителями, чем Россия, но здесь США опасались уже попадания современных технологий в сам Китай при ввозе в него спутников, предназначенных к запуску. К тому же китайские производители, в отличие от российских, не создавали с американскими фирмами совместных предприятий (СП) по маркетингу своих носителей, предпочитая оставлять всю прибыль себе. В начальный период присутствия на рынке российских и китайских носителей на их коммерческие пуски были установлены квоты, а так же заключены соглашения по нижней границе цен, чтобы избежать демпинга. Выход на рынок китайских, российских и украинских носителей привел к существенному превышению предложения над спросом и появление на нем новых игроков в виде японских и индийских производителей только усугубит ситуацию.

В денежном выражении наибольшую долю в коммерческом использовании ГСО и других высоких орбит занимает продажа спутниковых мощностей (транспондеров), затем идет производство спутников и, наконец, сравнимую с ним, но несколько меньшую долю рынка занимают пусковые услуги. В то же время все это вместе взятое в разы уступает наземному сегменту (изготовление и продажа пользовательских терминалов и продажа услуг спутниковых телекоммуникаций (в основном телевидение). Пусковые услуги на ГПО/ГСО занимают основную долю всего рынка пусковых услуг.


Таблица 1
Носитель/
год
Атлас-2 Атлас-3 Атлас-5 Дельта-2 Дельта-3 Дельта-4 Титан-3 Ариан-4 Ариан-5 CZ-3(LM-3) H-1 H-2 GSLV Протон Зенит-3SL Зенит-3SLБ Союз Всего
1988               10 (2) 7   2 2           14
1989       1       7 (3) 6                 8
1990       4     3 (2) 3 9 (0) 5   2 (1) 1           19
1991 2     3       9 (4) 7   1 1           16
1992 3     3       10 (2) 6   2 (2)             18
1993 1             8 (3) 6                 9
1994 3     1       12 (4) 8   3 (2) 1           20
1995 5     1       10 (6) 8   3 (3)             19
1996 5     2       15 (5) 10   3 (2)     2       27
1997 6     1       15 (5) 11   3 (1)     4       29
1998 3     2 1     13 (5) 9   2 1   3       25
1999 3       1     8 (7) 8         5 1     18
2000 2 1           9 (7) 8 7 (1) 4       6 3     28
2001 1             5 (5) 5 3 (0) 2     1 2 2     14
2002 1 1 1     1   8 (6) 7 4 (0) 3       5 1     22
2003   1 2         1 (1) 1 6 (0) 3     1 1 3   1 16
2004 3 1 1           1 (1) 1     1 4 3     14
2005     1           5 (1) 4 1     4 4   1 16
2006     1           8 (0) 5 1 1 1 4 5     21
2007                 10 (0) 6 3   1 4 1     19
2008     1           9 (0) 5 2 1   6 5 1   25
2009     1           8 (1) 5 1 (1)     7 1 3   21
2010                 11 (0) 6 1   2 8       22
2011                 8 (0) 4 4 (1)   1 5 (4) 5 1 1   20


Таблица 2
Провайдер/
год
Ариан Дельта Атлас Титан CZ-3 Протон Зенит-3SL Зенит-3SLБ Союз Всего, шт.
1988 100                 100 (14)
1989 88 12               100 (8)
1990 53 23   18 6         100 (17)
1991 65 21 14             100 (14)
1992 55 17 17   11         100 (18)
1993 89   11             100 (9)
1994 67 5 17   11         100 (18)
1995 53 5 26   16         100 (19)
1996 57 8 19   8 8       100 (26)
1997 55 4 22   4 15       100 (27)
1998 58 14 14     14       100 (22)
1999 43 6 17     28 6     100 (18)
2000 57   11     21 11     100 (28)
2001 62   8     15 15     100 (13)
2002 53 5 14     23 5     100 (22)
2003 46   20     7 20   7 100 (15)
2004 8   38     31 23     100 (13)
2005 32   7     27 27   7 100 (15)
2006 44   6     22 28     100 (18)
2007 66         27 7     100 (15)
2008 40   5     27 23 5   100 (22)
2009 38   5   5 33 5 14   100 (21)
2010 58         42       100 (19)
2011 50       6 32 6 6   100 (16)

Япония

Для запусков на ГПО в период 1988-2011 гг. Япония использовала носители семейств H-1 (до 1991 г.) и H-2 (1994-1999 гг.), а с 2001 г. и по настоящее время эксплуатируется семейство H-2A. На них выводились экспериментальные спутники связи, изготовленные по заказу национального космического агентства NASDA (с 2003 г. – JAXA), коммерческие же спутники, в т.ч. и созданные для японских операторов, национальными носителями пока не запускались. При этом все коммерческие спутники для японских операторов, кроме одного на платформе DS-2000, изготовлены американскими фирмами, причем большинство их (71 %) запущено на РН Ариан-4/5, а почти все остальные – на американских носителях (Атлас-2/3 и Титан-3). Существуют лишь два исключения – по одному запуску на РН Зенит-3SL и Протон-М. Основной причиной отсутствия Н-2A на рынке считается высокая стоимость. Планы Японии выполнять парные запуски на H-2B даже при условии конкурентоспособной цены вызывают большие сомнения, т.к. даже для Ариан-5, выводящей на 2 т больше на более выгодную ГПО существует проблема с укомплектованием пар. Возможно, это будут только спутники для японских операторов, изготовленные с учетом грузоподъемности H-2B. Путем увеличения второй ступени полезную нагрузку H-2B можно довести до 10 т на ГПО 1833 м/с и тогда она станет прямым конкурентом Ариан, однако нужно не забывать, что последняя для той же ПН обеспечивает на 340 м/с более выгодную ГПО, что дает ей значительное конкурентное преимущество, и в свою очередь может быть модернизирована до грузоподъемности в 11,5 т на ГПО 1500 м/с. В то же время, при условии снижения стоимости, H-2A могла бы использоваться для запуска одиночных наиболее тяжелых аппаратов, для которых сложно найти пару Арианспейсу. В целом по количеству запущенных коммерческих спутников связи Япония находится на третьем месте после США и консорциума Intelsat, ее аппараты составляют около 8 % рынка пусковых услуг и почти весь этот кусок пирога сейчас принадлежит компании Арианспейс.

Индия

Для запусков на ГПО Индия с 2001 г. использует РН GSLV Mk.1 российской третьей ступенью, а с 2010 г. – ее версию Mk.2 с третьей ступенью собственного производства. На данном носителе выводятся только спутники, изготовленные по заказу национального космического агентства ISRO, как экспериментальные, так и серийные, однако для него основным фактором, сдерживающим выход на рынок, является недостаточная грузоподъемность и низкая надежность. Поскольку до 2001 г. года у Индии не было собственного геостационарного носителя, она была вынуждена запускать свои спутники на иностранных РН, причем использовалась для этого РН Ариан-4 за исключением одного аппарата, запущенного на Дельте-2. После начала эксплуатации GSLV половина всех индийских спутников (преимущественно экспериментальные) была запущена на ней, а остальные коммерческие – на Ариан-4/5, в основном по причине недостаточной грузоподъемности национального носителя. В отличие от Японии, все индийские коммерческие спутники производятся в самой Индии, хотя и с использованием иностранных компонентов. Перспективная РН GSLV Mk.3 (4,5 т на ГПО 1650 м/с) в принципе сможет конкурировать с Зенитом-3SLБ и Союзом-ST и скорее всего на нее будут переведены все национальные аппараты.

Китай

За рассматриваемый период для запусков на ГПО спутников связи Китаем использовались следующие носители: CZ-3 (1988-1997 гг.), CZ-2E (1992-1995 гг.) и семейство CZ-3A (с 1994 г., в основном его самый тяжелый вариант CZ-3B). В отличие от Индии и Японии, Китай номинально на рынке пусковых услуг присутствует, однако представляет собой яркий пример того, что рынок этот далеко не свободен и для работы на нем совершенно недостаточно иметь носитель с адекватной грузоподъемностью и конкурентоспособной ценой. Китай вышел на рынок в 1990 г., но фактически ушел с него в 1998 г. Свою роль сыграла череда аварий в 1995-1996 гг., подорвавшая доверие иностранных заказчиков к китайским носителям, но основной причиной стали принятые в 1998 г. Конгрессом США поправки к законопроекту об ассигнованиях на оборону, согласно которым налагались запреты на экспорт в Китай любых американских коммерческих спутников связи, на передачу Китаю любой американской ракетной технологии и оборудования, а так же запрет американским техническим специалистам участвовать в «любого рода расследованиях причин неудачных пусков китайских ракет-носителей». Таким образом, стал невозможен ввоз на территорию КНР спутников американского производства или содержавших компоненты американского производства, а поскольку таковые составляли подавляющее большинство аппаратов, запускавшихся китайскими носителями по коммерческим программам, то уход Китая с рынка пусковых услуг был предопределен. Лишь спустя 7 лет, после создания европейскими корпорациями спутников связи без американских компонентов, возобновились единичные запуски спутников иностранного производства для китайских заказчиков и только в 2009 г. такой спутник был выведен для иностранного заказчика. Аппараты же собственного производства для национальных операторов, как легко догадаться, Китай запускает исключительно на носителях семейства CZ-3A, то же относится и к спутникам китайского производства для иностранных заказчиков (последние аппараты конкурируют только на рынке производителей спутников, а на рынке пусковых услуг фактически не представлены). Только спутники, изготовленные в США, китайские операторы вынуждены выводить на иностранных носителях. Единственным их заказчиком является гонконгская компания AsiaSat, а основное средство выведения – РН Протон. В графе для CZ-3 указано общее количество запущенных спутников, а в скобках аппараты иностранного производства, выведенные для некитайских заказчиков, поскольку лишь за эту долю рынка возможна реальная конкуренция с китайскими носителями. При этом нужно отметить, что 5 из этих запусков в 90-е годы выполнены по заказу операторов из Гонконга, которые фактически контролировались китайскими фирмами (Гонконг до 1997 г. не являлся китайской территорией, находясь под управлением Великобритании, в настоящее время это особый экономический район Китая). В процентном отношении заказчики китайских носителей распределились следующим образом: сам Китай (53 %), другие страны Юго-Восточной Азии (23 %, в т.ч. Гонконг 17 %), Австралия (10 %) и по одному запуску для Интелсата, США, Африки и Южной Америки (всего 14 %). Спутники иностранного производства распределились так: Китай (37 %), другие страны Юго-Восточной Азии (37 %, в т.ч. Гонконг 26 %), Австралия (16 %) и по одному запуску для Интелсата и США (всего 10 %). Спутники китайского производства для иностранных заказчиков (2 аппарата) составили 14 % всех спутников, запущенных для иностранных заказчиков, и 22 % без учета Гонконга. Спутники китайского производства заняли 45 % всех коммерческих аппаратов, выведенных для китайских операторов, или 36 % с учетом Гонконга. Таким образом, основным для китайских носителей пока остается внутренний рынок. С точки зрения грузоподъемности, носители CZ-2E и CZ-3B, созданные специально для коммерции на основе РН CZ-2C и CZ-3A, могли в 90-е годы обеспечить выведение всего спектра коммерческих спутников связи, однако к настоящему времени самые тяжелые аппараты уже недоступны для них, поэтому идет разработка нового семейства CZ-5 с максимальной ПН 14 т на ГПО 1836 м/с, а пока все спутники, предназначенные для запуска на китайских носителях, делаются с учетом возможностей семейства CZ-3A.

Вообще, для Индии, Китая и Россия характерна одна общая черта – запуск спутников для национальных операторов преимущественно на национальных носителях. Во многом это обусловлено тем, что национальные операторы являются государственными компаниями и вынуждены поддерживать отечественных производителей ракет-носителей. Однако и с чисто экономической точки зрения носители данных стран являются самыми дешевыми на мировом рынке из-за более дешевой рабочей силы. Для России, кроме того, свою роль играет тот факт, что спутники национального производства рассчитаны на прямой вывод на ГСО, что может обеспечить далеко не каждый иностранный носитель. В то же время для Индии и Китая характерно стремление обеспечить производство спутников для национальных операторов своими силами, в то время как Россия, наоборот, в последние годы стала заказывать некоторые аппараты за рубежом.

Таким образом, основными конкурентами на международном рынке пусковых услуг являются РН Ариан-5, Протон-М и Зенит-3SL и, соответственно, их провайдеры. Единичные запуски производятся на Атласе-5, а с 2008 г. добавился еще Зенит-3SLБ.

Европа

В рассматриваемый период для коммерческих запусков на ГПО использовались следующие носители: семейство Ариан-2/3 (на 1988-1989 гг. пришлось завершение их эксплуатации), его развитие Ариан-4 (1988-2003 гг.), полностью новая Ариан-5G (2000-2007 гг.) и ее модернизация Ариан-5ECA (с 2002 года). Маркетингом данных носителей занимается компания Arianespace. Ее основные акционеры: французское национальное космическое агентство CNES - 35 %, европейская ракетно-космическая корпорация Astrium (основной подрядчик по РН Ариан, производитель спутников связи) - 28 %, остальные доли распределены между более мелкими подрядчиками, изготавливающими различные элементы РН Ариан. Все носители Ариан, начиная с Ариан-3, создавались для преимущественно парных запусков, поэтому они всегда имели повышенную ПН в сравнении с конкурентами, хотя к окончанию эксплуатации Ариан-4 из-за существенного роста массы спутников связи она использовалась в основном для одиночных запусков. Катастрофа Челленджера в 1986 г. и последовавший за этим уход шаттлов с рынка пусковых услуг в сочетании с ранее прекращенным выпуском в США одноразовых носителей привели к тому, что Арианспейс стал лидером данного рынка и вплоть до начала 2000-х занимал свыше половины его. Однако выход на рынок Протона и Зенита-3SL и затянувшийся ввод в эксплуатацию нового семейства Ариан-5 привели к тому, что доля Арианспейс снизилась приметно до 45 %. Теоретически, РН с большей ПН имеет меньшую удельную стоимость выведения, однако существует проблема с комплектованием пар, которая особенно обострилась в последнее время в связи всё с тем же ростом массы спутников связи. Одиночные же запуски на Ариан-5ECA получаются существенно дороже, т.к. при выведении даже самых тяжелых спутников РН значительно недогружена. Некоторое снижение стоимости может быть достигнуто в таких случаях при использовании Ариан-5ES с верхней ступенью на долгохранимых компонентах топлива, однако эффект незначителен, поскольку остальная часть РН, составляющая большую часть стоимости, остается неизменной. Перевод спутников для японских и индийских операторов на национальные носители особенно скажется на Арианспейс, т.к. эта доля рынка (примерно 9 %) почти полностью принадлежит ему. Еще больше может усугубить ситуацию то, что значительная часть легких аппаратов, необходимых для комплектования пар, выводится в интересах японских и индийских заказчиков. Однако пока вероятность выхода на рынок H-2A мала, а индийские аппараты составляют лишь малую долю рынка, принадлежащего Арианспейсу. В целом распределение выведенных спутников по операторам выглядит следующим образом: США – 20 %, Европа – 12 %, Intelsat и Япония – по 11 %, Eutelsat – 9 %, Азия – 7 %, SES – 6 %, Индия – 5 %, остальные – 19 %. Таким образом, портфель заказов Арианспейс достаточно хорошо диверсифицирован.

Россия

Основным и фактически единственным национальным коммерческим геостационарным носителем является Протон, первый коммерческий пуск которого состоялся в апреле 1996 года. За рассматриваемый период использовались РН Протон-К с разгонными блоками ДМ и Бриз-М (до 2002 г.) и Протон-М с РБ Бриз-М (с 2002 г. по настоящее время). Маркетингом носителя занимается компания ILS, имеющая следующую историю.16 декабря 1992 г. вышло распоряжение Правительства РФ № 2349-р, разрешавшее машиностроительному заводу имени М.В. Хруничева (изготовитель РН Протон) создать совместное предприятие с американской авиационно-космической корпорацией Lockheed по проведению маркетинговых операций на международном рынке космических услуг. 15 апреля 1993 г. такое СП было создано и получило название Lockheed Khrunichev Energia International (LKEI). В его состав вошла так же РКК «Энергия» им. С.П. Королева (производитель РБ ДМ). При этом доли в СП распределились следующим образом: Lockheed – 51 % акций, ГКНПЦ – 32 %, «Энергия» – 17 %. В июне 1993 г. на базе машиностроительного завода имени Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный научно-производственный центр имени Хруничева (ГКНПЦ им. Хруничева). В марте 1995 г. произошло слияние компании Lockheed с фирмой Martin Marietta, имевшей собственный коммерческий носитель Атлас, в корпорацию Lockheed Martin (LM). Поэтому в июне 1995 г. была образована компания International Launch Services (ILS), владельцами которой на равных долевых условиях являлись подразделение LM – Lockheed-Martin Commercial Launch Services (отвечало за направление бизнеса, связанное с РН семейства Atlas) и LKEI (отвечало за направление бизнеса, связанное с РН «Протон» и «Ангара»). В октябре 2006 года LM продал свои доли в LKEI и ILS компании Space Transport Inc., владельцем которой являлся гражданин Германии Марио Лемме, член совета директоров ILS. В мае 2008 года ГКНПЦ им. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций компании ILS. Один коммерческий пуск Протона на ГСО выполнен по контракту с компанией Inmarsat, заключенному до создания LKEI.

В момент выхода на рынок Протон-К с РБ ДМ с запасом обеспечивал выведение всего спектра масс коммерческих спутников связи, обеспечивая им более выгодные переходные орбиты, чем даже Ариан. Вся история модернизаций Протона за прошедшие 15 лет отражает стремление обеспечить вывод наиболее тяжелых спутников своего времени. В итоге даже сейчас Протон-М с РБ Бриз-М все еще может охватить около 95 % рынка потенциальных полезных нагрузок, однако возможности модернизации в основном исчерпаны и дальнейшие наращивание грузоподъемности возможно только при использовании водородного РБ КВТК. В еще большей степени от последнего зависит возможность коммерческого использования РН Ангара-5, которая при использовании Бриза-М, даже еще не выйдя на рынок, уже не может охватить четвертую его часть. Однако позволит ли водород оставить отечественные носители экономически привлекательными – вопрос спорный.

Так же можно отметить, что на заре своей коммерческой карьеры Протон выводил в основном спутники наиболее массовых на тот период классов, сейчас же – практически всех, но с преобладанием тяжелых аппаратов 6-тонного класса. Последнее связано во многом с тем, что на Ариан-5ECA сложно найти попутчика для такого спутника, EELV коммерцией почти не занимаются, а Зенит-3SL отсутствовал на рынке два года из-за банкротства. Однако на Протоне изредка выводятся и совсем легкие спутники 2-3-тонного класса, так необходимые для комплектования даблшотов на Ариан-5, причем запускаются они непосредственно на ГСО, здесь преимуществом является значительное увеличение САС по топливу. Ариан же даже при недогрузе не может обеспечить ГПО существенно лучше 1470 м/с, т.к. из-за однократного включения верхней ступени она может лишь поворачивать наклонение в перигее или немного поднимать сам перигей, и даже запуск на суперсихронную орбиту не позволит получить существенного выигрыша из-за близости Куру к экватору. Часть легких ПН отнимает Зенит-3SLБ, а часть тяжелых – Атлас-5. Уход с рынка Зенита-3SL позволил существенно увеличить количество коммерческих пусков Протона. Анализ рынка показывает, что заказ на запуск аппаратов для японских и индийских операторов для ILS получить фактически нереально. Наибольшая часть выводимых Протоном аппаратов принадлежит американским операторам (примерно 34 %), на втором месте идет международный консорциум SES (21 %), на третьем – Канада и Eutelsat (по 10 %), на долю остальных заказчиков приходится только четверть запущенных КА.

РН Союз с РБ Фрегат (провайдер Starsem) вследствие недостаточной грузоподъемности на рынке пусковых услуг на ГПО практически отсутствует за исключением двух эпизодов в 2003 и 2005 годах. Выход Союза на данный рынок возможен лишь в ходе реализации проекта Союз-ST в Куру (Французская Гвиана), где провайдером выступает Arianespace. Хотя изначально основной целью проекта были средневысокие орбиты, для которых Ариан-5 явно избыточна, а так же орбита типа NAVSTAR, но в последние годы легкие спутники на платформе Star-2 перевалили отметку 3 тонны, что может еще больше осложнить комплектование пар для Ариан-5ECA. В этой ситуации помочь Арианспейсу сохранить долю рынка может Союз-STB, обеспечивающий ПН 3,2 т на ГПО 1500 м/с.

РН Зенит-3SL и Зенит-3SLБ являются плодами международной кооперации и рассматриваются отдельно.

Sea Launch

Отличием данного проекта от ILS изначально являлась широкая международная кооперация не только в плане маркетинга, но и в производстве носителя и пусковой инфраструктуры. Компания Sea Launch занимается маркетингом РН Зенит-3SL, которая используется с 1999 г. по настоящее время. В марте 1993 г. НПО «Энергия» начало переговоры с американской авиационно-космической корпорацией Boeing, предложив проект создания ракетно-космического комплекса морского базирования. Итогом сотрудничества стало образование в мае 1995 г. компании Sea Launch («Морской старт») в составе: Boeing Commercial Space (США, 40 % уставного капитала) – маркетинг и интеграция проекта, поставка обтекателя и адаптеров ПГ, организация и строительство берегового комплекса базирования в порту Лонг-Бич близ Лос-Анджелеса, Калифорния; РКК «Энергия» (Россия, 25 %) – установка на сборочно-командное судно (СКС) и стартовую платформу (СП) оборудования ракетного сегмента, изготовление разгонного блока ДМ-SL, управление полетом блока из Центра управления полетами (ЦУП) в г. Королеве Московской области; Kvaerner Maritime (Норвегия, 20 %) – создание СП и СКС; ГКБ «Южное», ПО «Южмаш» (Украина, суммарно 15 %) – поставка первых двух ступеней РН «Зенит-3SL». Однако с финансовой точки зрения далеко не все было гладко, ситуацию усугубляли технические проблемы и особенно авария 2007 г. прямо на старте, вызвавшая перерыв в пусках почти на год из-за необходимости ремонта платформы. В итоге в июне 2009 г. компания объявила о своем банкротстве и финансовой реорганизации в соответствии с 11-й главой кодекса США о банкротстве. В октябре 2010 г. «Морской старт» вышел из процедуры банкротства – необходимое финансирование предоставила РКК «Энергия», увеличив таким образом свой пакет акций. По решению суда, Energia Overseas Limited (EOL) (дочерняя компания «Энергии») получила 95 % акций, Boeing – 3 % и Aker Solutions – 2 %.

Как и Протон, Зенит-3SL в момент выхода на рынок обеспечивал выведение всего спектра масс коммерческих спутников связи и так же нуждается в увеличении ПН для сохранения конкурентоспособности.

США

После катастрофы Челленджера Соединенные Штаты утратили лидерство на рынке пусковых услуг (по 1980 г. они были монополистами, а по1985 г. их доля была порядка 2/3 рынка). Прекращение коммерческих полетов шаттла, возобновление производства одноразовых носителей и создание их новых модификаций позволили лишь частично отвоевать прежние позиции и за весь новейший период на долю собственно американских носителей приходилось не более трети рынка. В этот период использовались следующие носители: Дельта-2 (1989-1998 гг.), Дельта-3 (два аварийных полета в 1998 и 1999 гг.), Дельта-4 (один полет в 2002 г.), Атлас-1 (1991-1992 гг.), Атлас-2 (1991-2004 гг.), Атлас-3 (четыре полета в 2000-2004 гг.) и Атлас-5 (с 2002 г.). В этот период были созданы совместные предприятия с российскими фирмами по маркетингу российских же носителей на мировом рынке – описанные выше ILS и Sea Launch. Указанным компаниям весьма помогло значительное увеличение количества запускаемых спутников в годы их дебюта, с которым западные носители физически не могли справиться, а так же уход с рынка китайских носителей. Уход с рынка Дельты-2 был предопределен банальной нехваткой грузоподъемности, хотя в запусках на средневысокие орбиты и отлетные траектории она до последнего времени оставалась рабочей лошадью американской космонавтики. То же касается и семейства Атлас-2. С остальными носителями ситуация интереснее. Хотя на третье поколение Атласов и Дельт и особенно на семейство EELV возлагались большие надежды в плане коммерции, в реальности с их приходом коммерция для американских носителей фактически закончилась. Видимо, существенную роль тут сыграла дешевизна российских носителей и СП предпочитали продавать именно их, получая большую прибыль. На быстрый уход Дельты-3 с рынка, кроме того, повлияли и две аварии в первых пусках, но все же основная причина была не в этом и прекрасно летавший Атлас-3 так же разделил ее участь. Дельта-4, за исключением первого своего полета, на рынок так и не вышла, да и тот был куплен из-за существенной скидки. Атлас-5 летает по коммерческим заказам в среднем раз в год, занимая лишь 5 % рынка. Даже выход Локхида и Боинга из ILS и Sea Launch пока не изменил ситуацию, однако нельзя исключать, что по мере роста массы спутников семейство EELV может вернуться на рынок. Пока же, благодаря достаточно большой емкости внутреннего рынка за счет правительственных заказчиков Локхид и Боинг не торопятся завоевывать внешний рынок. Однако в настоящее время появился новый игрок – компания SpaceX с носителем Фалкон-9. Пока он не совершил ни одного коммерческого полета и даже чисто технически его ПН позволяет конкурировать лишь с Зенитом-3SLБ и Союзом-STB, однако наращивание грузоподъемности при условии сохранения очень привлекательных анонсированных цен может сделать его серьезным игроком на рынке пусковых услуг.

Вообще говоря, очень интересным является вопрос, почему это вдруг американские фирмы, раньше вполне успешно конкурировавшие с Арианспейс, с появлением нового поколения носителей стали неконкурентоспособными. При этом их носители не выглядят технически сложнее Ариан-5 и более того, одним из основных факторов их создания декларировалось понижение стоимости выведения по сравнению с предыдущим поколением. Опять же в близкой к космической авиационной отрасли Америка, хотя и сдала позиции, остается вполне конкурентоспособной. В то же время Ариан остается конкурентоспособной и с российскими носителями. По последнему вопросу нужно отметить, что еще в момент выхода на рынок как российских, так и китайских носителей были заключены антидемпинговые соглашения, таким образом провайдеры их хотя и могут получать большую прибыль, но не могут существенно занижать цены, уровень которых по сути задается наиболее дорогим носителем рынка. Если вспомнить японцев с их еще более дорогой H-2A, то нужно отметить, что не будучи представленной на гораздо более доходном рынке спутников связи, Япония не слишком заинтересована в снижении стоимости своего носителя, довольствуясь тем, что он обеспечивает независимый доступ в космос для правительственных заказчиков. Вообще в странах с нормальной экономической ситуацией и финансированием космонавтики у предприятий ракетно-космической отрасли было гораздо меньше стимулов выходить на рынок, чем в России, где в 90-е уровень государственного финансирования космонавтики был сопоставим с уровнем доходов по коммерческим программам. В плане стоимости из-за более дешевой рабочей силы и значительной разницы внутренних и внешних цен проблем с конкурентоспособностью не было, но поскольку в техническом плане по соотношению цена/качество конкурентоспособными в российской космической отрасли оказались только РН и пилотируемые средства, то на рынок вышли именно они. С одной стороны, в отличие от США, даже все вместе европейские страны не могут обеспечить сколько-нибудь существенной загрузки Арианспейса правительственными заказами и даже с учетом коммерческих спутников европейского производства загрузка эта достаточно мала, с другой – Европа хочет иметь независимый доступ в космос, поэтому коммерция является необходимым условием минимизации затрат на эту самую независимость, позволяя обеспечить достаточную серийность для Ариан. Американские фирмы, имея достаточно приличный правительственный заказ, не слишком стремятся к коммерции, тем более, что производство средств выведения обеспечивает лишь сравнительно небольшую часть доходов этих многопрофильных корпораций. Что интересно, эпоха конкурентоспособности американских носителей с Ариан приходится как раз на то время, когда производством их занимались менее крупные фирмы, где они составляли большую долю в доходах. Стремление ВВС США иметь два дублирующих семейства носителей приводит к снижению серийности и увеличению стоимости каждого из них, что так же отрицательно сказывается на возможности их коммерческого использования. Ранее, когда Дельты и Атласы занимали разные ниши, такой проблемы не было. SpaceX, будучи подобно российским предприятиям, достаточно узкоспециализированной фирмой, для которой средства выведения – основной источник дохода, имеет гораздо больше стимулов для снижения себестоимости и продажной цены, чтобы конкурировать не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Что из всего этого выйдет, покажет время.

Использованные сокращения:

ГСО – геостационарная орбита
ГПО – геопереходная орбита
САС – срок активного существования
ПН – полезная нагрузка
РН – ракета-носитель

Использованные источники:

Журналы «Новости космонавтики» и их сайт http://www.novosti-kosmonavtiki.ru
Сайт Гюнтера Кребса http://space.skyrocket.de
Сайт Джонатана МакДауэлла http://www.planet4589.org
Ежегодники БСЭ (выложены на сайте Сергея Хлынина http://epizodsspace.airbase.ru)

Сайт создан в системе uCoz
Яндекс.Метрика