За минувшую с предыдущего обзора пятилетку на рынке пусковых услуг на геопереходную орбиту (ГПО) произошли значительные изменения.
Таблицы 1 и 2 в основном заполнены по тому же принципу, что и в исходной статье. Для носителей, выполнявших парные запуски, приведены три цифры, первая из которых означает общее количество выведенных в данном году спутников, в скобках – количество одиночных запусков и на третьей позиции – общее число пусков носителя. Для Китая и Японии в скобках указано количество аппаратов, выведенных по коммерческим контрактам для иностранных заказчиков. В таблице 2 при расчете долей рынка учитывались только коммерческие запуски.

Таблица 1
Носитель/
год
Атлас-2 Атлас-3 Атлас-5 Дельта-2 Дельта-3 Дельта-4 Титан-3 Ариан-4 Ариан-5 CZ-3 H-1 H-2 GSLV Протон Зенит-3SL Зенит-3SLБ Союз Фалкон-9 Всего
1988               10 (2) 7   2 2             14
1989       1       7 (3) 6                   8
1990       4     3 (2) 3 9 (0) 5   2 (1) 1             19
1991 2     3       9 (4) 7   1 1             16
1992 3     3       10 (2) 6   2 (2)               18
1993 1             8 (3) 6                   9
1994 3     1       12 (4) 8   3 (2) 1             20
1995 5     1       10 (6) 8   3 (3)               19
1996 5     2       15 (5) 10   3 (2)     2         27
1997 6     1       15 (5) 11   3 (1)     4         29
1998 3     2 1     13 (5) 9   2 1   3         25
1999 3       1     8 (7) 8         5 1       18
2000 2 1           9 (7) 8 7 (1) 4       6 3       28
2001 1             5 (5) 5 3 (0) 2     1 2 2       14
2002 1 1 1     1   8 (6) 7 4 (0) 3       5 1       22
2003   1 2         1 (1) 1 6 (0) 3     1 1 3   1   16
2004 3 1 1           1 (1) 1     1 4 3       14
2005     1           5 (1) 4 1     4 4   1   16
2006     1           8 (0) 5 1 1 1 4 5       21
2007                 10 (0) 6 3   1 4 1       19
2008     1           9 (0) 5 2 1   6 5 1     25
2009     1           8 (1) 5 1 (1)     7 1 3     21
2010                 11 (0) 6 1   2 8         22
2011                 8 (0) 4 4 (3)   1 5 (4) 5 1 1     20
2012                 10 (0) 6 1     7 3       21
2013                 6 (0) 3 2 (1)     7 1 1   1 18
2014                 9 (0) 5 1 1 1 2 1     3 17
2015     1           10 (0) 6 2 1 (1) 1 4       3 (1) 2 22
2016     1           10 (2) 6 2 (1)     2       7 (5) 6 22


Таблица 2
Носитель/
год
Ариан Дельта Атлас Титан CZ-3 Протон Зенит-3SL Зенит-3SLБ Союз Фалкон-9 H-2A Всего,%(шт.)
1988 100                     100 (14)
1989 88 12                   100 (8)
1990 53 23   18 6             100 (17)
1991 65 21 14                 100 (14)
1992 55 17 17   11             100 (18)
1993 89   11                 100 (9)
1994 67 5 17   11             100 (18)
1995 53 5 26   16             100 (19)
1996 57 8 19   8 8           100 (26)
1997 55 4 22   4 15           100 (27)
1998 58 14 14     14           100 (22)
1999 43 6 17     28 6         100 (18)
2000 57   11     21 11         100 (28)
2001 62   8     15 15         100 (13)
2002 53 5 14     23 5         100 (22)
2003 46   20     7 20   7     100 (15)
2004 8   38     31 23         100 (13)
2005 32   7     27 27   7     100 (15)
2006 44   6     22 28         100 (18)
2007 66         27 7         100 (15)
2008 40   5     27 23 5       100 (22)
2009 38   5   5 33 5 14       100 (21)
2010 58         42           100 (19)
2011 43       17 28 6 6       100 (18)
2012 50         35 15         100 (20)
2013 35       6 41 6 6   6   100 (17)
2014 60         13 7     20   100 (15)
2015 53   5     21       16 5 100 (19)
2016 43   5   5 10       33   100 (21)

Самой незыблемой оказалась позиция «Арианспейс», сохранившего, несмотря на усилившуюся конкуренцию, порядка 50 % рынка. Произошло это в первую очередь благодаря надежности, которой, увы, не блистали остальные ведущие игроки рынка. В дальнейшем удержании завоеванных позиций европейцы возлагают надежды на ракету-носитель нового поколения «Ариан-6» (до 11 т на ГПО), которая должна стать более дешевой и гибкой в эксплуатации, чем нынешняя рабочая лошадка «Ариан-5ECA». Однако первый полет «Ариан-6» должен произойти только в 2020 году, пока же, вследствие роста массы спутников связи, становится все труднее формировать пары для «дабл-шотов», «Ариан-5» ставит рекорд за рекордом по массе полезной нагрузки и впервые за много лет в 2016 г. было проведено два одиночных запуска наиболее тяжелых аппаратов. Кроме того, наконец-то для запусков на ГПО стал востребован и «Союз-ST».

Очередная авария «Зенита-3SL» в 2013 г. пошатнула позиции начавшего было оправляться после банкротства «Си Лонча», а окончательно добило его ухудшение отношений между Россией и Украиной после известных политических событий на Украине в 2014 году. Вместе с «Морским Стартом» с рынка ушел и его младший брат «Ленд Лонч», который, впрочем, погоды не делал. Однако же в сентябре 2016 г. «Морской Старт» был выкуплен компанией «С7 космические транспортные системы» - «дочкой» «S7 Group», так что, возможно, пока рано списывать его со счетов.

Череда аварий «Протона-М» с РБ «Бриз-М» и проблемы с производством двигателей для его верхних ступеней так же способствовали потере занимающейся маркетингом данного носителя компанией ILS существенной доли рынка, сократившейся с более чем трети до 10-15 %. Выход РН «Ангара-5» на рынок из-за проблем с освоением производства и недостаточной при старте с Плесецка грузоподъемностью откладывается минимум до 2021 года, а в качестве временного решения для снижения цены выведения относительно легких спутников предлагаются облегченные варианты «Протона-М» – «Протон-Средний» и «Протон-Легкий», которые должны выйти на рынок в 2018-2019 годах.

Сложившаяся ситуация оказалась на руку новому игроку рынка – возглавляемой Элоном Маском частной американской компании SpaceX с РН «Фалкон-9», которая, совершив первый коммерческий пуск на ГПО в 2013 году, уже к 2016 году заняла треть рынка. Его продвижение замедлили, но не остановили две аварии в 2015 и 2016 годах. Таким образом, история сделала своеобразный виток, когда на рубеже веков американские носители уступили российским свою долю рынка, а теперь произошла обратная рокировка. Одно из основных конкурентных преимуществ SpaceX – низкий уровень цен, важную роль так же сыграла способность компании быстро нарастить в ходе модернизаций грузоподъемность своего носителя на ГПО с уровня «Союза-STБ» до уровня «Протона-М», что позволяет охватить весь спектр спутников, выводимых на эту орбиту. Дальнейшее снижение цен может быть достигнуто за счет многоразового использования первой ступени, в направлении которого сделаны значительные шаги.
Примечательно, что в те же годы ничем не проявил себя ULA – Объединенный пусковой альянс американских авиационно-космических гигантов Боинг и Локхид Мартин, занимающийся маркетингом РН «Атлас-5» и «Дельта-4» и по-прежнему предпочитающий зарабатывать на правительственных запусках. Было проведено лишь два коммерческих запуска на «Атласе-5». Дальнейшие коммерческие перспективы ULA связывает с разрабатываемой РН «Вулкан» (до 15 т на ГПО), призванной заменить одновременно и «Атлас-5», и «Дельту-4». Первый полет нового носителя пока запланирован на 2019 год, его интересной особенностью является спасаемая двигательная установка первой ступени.
В дальнейшем в борьбу за рынок может включиться еще один американский участник – принадлежащая Джефри Безосу компания Blue Origin с РН New Glenn (до 13 т на ГПО). Носитель должен иметь многоразовую первую ступень и совершить первый полет в 2020 году.

Однако нужно учитывать, что спутниковые операторы заинтересованы для устойчивости рынка иметь хотя бы трех провайдеров пусковых услуг, поэтому у «Протона-М» еще есть шанс частично вернуть утраченные позиции при условии решения проблем с надежностью. В ближайшие годы между «Арианспейс», ILS и SpaceX, очевидно, и развернется основная борьба за передел рынка.

Другим интересным событием, хотя и не повлиявшим пока заметным образом на расстановку сил, стал выход Японии на рынок пусковых услуг на ГПО, первый и пока единственный такой полет носителя H-IIA произошел в 2015 году. В планах японцев разработка носителя нового поколения H-III (более 6,5 т на ГПО), который призван заменить семейство H-IIA/B и стать гораздо более привлекательным для коммерции за счет меньшей стоимости пуска. Первый его полет запланирован на 2020 год.

Вышедшая на летные испытания индийская РН GSLV MkIII (до 4 т на ГПО), хотя и не позволяет охватить весь рынок из-за ограниченной грузоподъемности, но уже делает возможной полноценную конкуренцию в секторе легких спутников и вероятнее всего аппараты индийского производства, выводившиеся на Ариан-5, теперь будут переведены на нее.

По-прежнему действуют американские ограничения в отношении Китая, поэтому его новые носители CZ-7 (до 7 т на ГПО) и CZ-5 (до 14 т на ГПО), совершившие первые полеты в 2016 г., хотя и расширяют возможности Китая по выведению полезных нагрузок на геостационарную орбиту до уровня США и Европы, вряд ли изменят существенным образом ситуацию на рынке пусковых услуг. С другой стороны, расширяются возможности по конкуренции на рынке спутников связи с использованием новой тяжелой платформы DFH-5, т.к. теперь масса спутников китайского производства не лимитируется грузоподъемностью национального носителя и имеется возможность предлагать заказчику аппараты, аналогичные наиболее тяжелым спутникам американского и европейского производства.

Таким образом, за прошедшие годы произошел существенный передел рынка пусковых услуг на ГПО, а в мировом ракетостроении появился новый тренд – создание новых семейств носителей для замены существующих без заметного роста грузоподъемности, но с декларируемым уменьшением стоимости пуска, то есть упор делается не на повышение энергетических возможностей, а на экономику. Сложно сказать, окупятся ли эти разработки при нынешнем темпе пусков, однако нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость поддержания квалификации разработчиков и передачи опыта в процессе смены поколений ракетчиков, что можно сделать, только создавая реальное «железо». Кроме того, в ракетные комплексы нового поколения вводятся элементы многоразовости (спасение первых ступеней либо их двигательных установок), хотя выгода от их использования пока опять-таки не очевидна.

Использованные сокращения:

ГСО – геостационарная орбита
ГПО – геопереходная орбита
РН – ракета-носитель

Использованные источники:

Журналы «Новости космонавтики» и их сайт http://www.novosti-kosmonavtiki.ru
Сайт Гюнтера Кребса http://space.skyrocket.de
Сайт Джонатана МакДауэлла http://www.planet4589.org
Ежегодники БСЭ (выложены на сайте Сергея Хлынина http://epizodsspace.airbase.ru)