За минувшую с предыдущего обзора пятилетку на рынке пусковых услуг на геопереходную орбиту (ГПО) произошли значительные изменения.
Таблицы 1 и 2 в основном заполнены по тому же принципу, что и в исходной статье. Для носителей, выполнявших парные запуски, приведены три цифры, первая из которых означает общее количество выведенных в данном году спутников, в скобках – количество одиночных запусков и на третьей позиции – общее число пусков носителя. Для Китая и Японии в скобках указано количество аппаратов, выведенных по коммерческим контрактам для иностранных заказчиков. В таблице 2 при расчете долей рынка учитывались только коммерческие запуски.
Носитель/ год |
Атлас-2 | Атлас-3 | Атлас-5 | Дельта-2 | Дельта-3 | Дельта-4 | Титан-3 | Ариан-4 | Ариан-5 | CZ-3 | H-1 H-2 | GSLV | Протон | Зенит-3SL | Зенит-3SLБ | Союз | Фалкон-9 | Всего |
1988 | 10 (2) 7 | 2 | 2 | 14 | ||||||||||||||
1989 | 1 | 7 (3) 6 | 8 | |||||||||||||||
1990 | 4 | 3 (2) 3 | 9 (0) 5 | 2 (1) | 1 | 19 | ||||||||||||
1991 | 2 | 3 | 9 (4) 7 | 1 | 1 | 16 | ||||||||||||
1992 | 3 | 3 | 10 (2) 6 | 2 (2) | 18 | |||||||||||||
1993 | 1 | 8 (3) 6 | 9 | |||||||||||||||
1994 | 3 | 1 | 12 (4) 8 | 3 (2) | 1 | 20 | ||||||||||||
1995 | 5 | 1 | 10 (6) 8 | 3 (3) | 19 | |||||||||||||
1996 | 5 | 2 | 15 (5) 10 | 3 (2) | 2 | 27 | ||||||||||||
1997 | 6 | 1 | 15 (5) 11 | 3 (1) | 4 | 29 | ||||||||||||
1998 | 3 | 2 | 1 | 13 (5) 9 | 2 | 1 | 3 | 25 | ||||||||||
1999 | 3 | 1 | 8 (7) 8 | 5 | 1 | 18 | ||||||||||||
2000 | 2 | 1 | 9 (7) 8 | 7 (1) 4 | 6 | 3 | 28 | |||||||||||
2001 | 1 | 5 (5) 5 | 3 (0) 2 | 1 | 2 | 2 | 14 | |||||||||||
2002 | 1 | 1 | 1 | 1 | 8 (6) 7 | 4 (0) 3 | 5 | 1 | 22 | |||||||||
2003 | 1 | 2 | 1 (1) 1 | 6 (0) 3 | 1 | 1 | 3 | 1 | 16 | |||||||||
2004 | 3 | 1 | 1 | 1 (1) 1 | 1 | 4 | 3 | 14 | ||||||||||
2005 | 1 | 5 (1) 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 16 | |||||||||||
2006 | 1 | 8 (0) 5 | 1 | 1 | 1 | 4 | 5 | 21 | ||||||||||
2007 | 10 (0) 6 | 3 | 1 | 4 | 1 | 19 | ||||||||||||
2008 | 1 | 9 (0) 5 | 2 | 1 | 6 | 5 | 1 | 25 | ||||||||||
2009 | 1 | 8 (1) 5 | 1 (1) | 7 | 1 | 3 | 21 | |||||||||||
2010 | 11 (0) 6 | 1 | 2 | 8 | 22 | |||||||||||||
2011 | 8 (0) 4 | 4 (3) | 1 | 5 (4) 5 | 1 | 1 | 20 | |||||||||||
2012 | 10 (0) 6 | 1 | 7 | 3 | 21 | |||||||||||||
2013 | 6 (0) 3 | 2 (1) | 7 | 1 | 1 | 1 | 18 | |||||||||||
2014 | 9 (0) 5 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 17 | ||||||||||
2015 | 1 | 10 (0) 6 | 2 | 1 (1) | 1 | 4 | 3 (1) 2 | 22 | ||||||||||
2016 | 1 | 10 (2) 6 | 2 (1) | 2 | 7 (5) 6 | 22 |
Носитель/ год |
Ариан | Дельта | Атлас | Титан | CZ-3 | Протон | Зенит-3SL | Зенит-3SLБ | Союз | Фалкон-9 | H-2A | Всего,%(шт.) |
1988 | 100 | 100 (14) | ||||||||||
1989 | 88 | 12 | 100 (8) | |||||||||
1990 | 53 | 23 | 18 | 6 | 100 (17) | |||||||
1991 | 65 | 21 | 14 | 100 (14) | ||||||||
1992 | 55 | 17 | 17 | 11 | 100 (18) | |||||||
1993 | 89 | 11 | 100 (9) | |||||||||
1994 | 67 | 5 | 17 | 11 | 100 (18) | |||||||
1995 | 53 | 5 | 26 | 16 | 100 (19) | |||||||
1996 | 57 | 8 | 19 | 8 | 8 | 100 (26) | ||||||
1997 | 55 | 4 | 22 | 4 | 15 | 100 (27) | ||||||
1998 | 58 | 14 | 14 | 14 | 100 (22) | |||||||
1999 | 43 | 6 | 17 | 28 | 6 | 100 (18) | ||||||
2000 | 57 | 11 | 21 | 11 | 100 (28) | |||||||
2001 | 62 | 8 | 15 | 15 | 100 (13) | |||||||
2002 | 53 | 5 | 14 | 23 | 5 | 100 (22) | ||||||
2003 | 46 | 20 | 7 | 20 | 7 | 100 (15) | ||||||
2004 | 8 | 38 | 31 | 23 | 100 (13) | |||||||
2005 | 32 | 7 | 27 | 27 | 7 | 100 (15) | ||||||
2006 | 44 | 6 | 22 | 28 | 100 (18) | |||||||
2007 | 66 | 27 | 7 | 100 (15) | ||||||||
2008 | 40 | 5 | 27 | 23 | 5 | 100 (22) | ||||||
2009 | 38 | 5 | 5 | 33 | 5 | 14 | 100 (21) | |||||
2010 | 58 | 42 | 100 (19) | |||||||||
2011 | 43 | 17 | 28 | 6 | 6 | 100 (18) | ||||||
2012 | 50 | 35 | 15 | 100 (20) | ||||||||
2013 | 35 | 6 | 41 | 6 | 6 | 6 | 100 (17) | |||||
2014 | 60 | 13 | 7 | 20 | 100 (15) | |||||||
2015 | 53 | 5 | 21 | 16 | 5 | 100 (19) | ||||||
2016 | 43 | 5 | 5 | 10 | 33 | 100 (21) | ||||||
Самой незыблемой оказалась позиция «Арианспейс», сохранившего, несмотря на усилившуюся конкуренцию, порядка 50 % рынка. Произошло это в первую очередь благодаря надежности, которой, увы, не блистали остальные ведущие игроки рынка. В дальнейшем удержании завоеванных позиций европейцы возлагают надежды на ракету-носитель нового поколения «Ариан-6» (до 11 т на ГПО), которая должна стать более дешевой и гибкой в эксплуатации, чем нынешняя рабочая лошадка «Ариан-5ECA». Однако первый полет «Ариан-6» должен произойти только в 2020 году, пока же, вследствие роста массы спутников связи, становится все труднее формировать пары для «дабл-шотов», «Ариан-5» ставит рекорд за рекордом по массе полезной нагрузки и впервые за много лет в 2016 г. было проведено два одиночных запуска наиболее тяжелых аппаратов. Кроме того, наконец-то для запусков на ГПО стал востребован и «Союз-ST».
Очередная авария «Зенита-3SL» в 2013 г. пошатнула позиции начавшего было оправляться после банкротства «Си Лонча», а окончательно добило его ухудшение отношений между Россией и Украиной после известных политических событий на Украине в 2014 году. Вместе с «Морским Стартом» с рынка ушел и его младший брат «Ленд Лонч», который, впрочем, погоды не делал. Однако же в сентябре 2016 г. «Морской Старт» был выкуплен компанией «С7 космические транспортные системы» - «дочкой» «S7 Group», так что, возможно, пока рано списывать его со счетов.
Череда аварий «Протона-М» с РБ «Бриз-М» и проблемы с производством двигателей для его верхних ступеней так же способствовали потере занимающейся маркетингом данного носителя компанией ILS существенной доли рынка, сократившейся с более чем трети до 10-15 %. Выход РН «Ангара-5» на рынок из-за проблем с освоением производства и недостаточной при старте с Плесецка грузоподъемностью откладывается минимум до 2021 года, а в качестве временного решения для снижения цены выведения относительно легких спутников предлагаются облегченные варианты «Протона-М» – «Протон-Средний» и «Протон-Легкий», которые должны выйти на рынок в 2018-2019 годах.
Сложившаяся ситуация оказалась на руку новому игроку рынка – возглавляемой Элоном Маском частной американской компании SpaceX с РН «Фалкон-9», которая, совершив первый коммерческий пуск на ГПО в 2013 году, уже к 2016 году заняла треть рынка. Его продвижение замедлили, но не остановили две аварии в 2015 и 2016 годах. Таким образом, история сделала своеобразный виток, когда на рубеже веков американские носители уступили российским свою долю рынка, а теперь произошла обратная рокировка. Одно из основных конкурентных преимуществ SpaceX – низкий уровень цен, важную роль так же сыграла способность компании быстро нарастить в ходе модернизаций грузоподъемность своего носителя на ГПО с уровня «Союза-STБ» до уровня «Протона-М», что позволяет охватить весь спектр спутников, выводимых на эту орбиту. Дальнейшее снижение цен может быть достигнуто за счет многоразового использования первой ступени, в направлении которого сделаны значительные шаги.
Примечательно, что в те же годы ничем не проявил себя ULA – Объединенный пусковой альянс американских авиационно-космических гигантов Боинг и Локхид Мартин, занимающийся маркетингом РН «Атлас-5» и «Дельта-4» и по-прежнему предпочитающий зарабатывать на правительственных запусках. Было проведено лишь два коммерческих запуска на «Атласе-5». Дальнейшие коммерческие перспективы ULA связывает с разрабатываемой РН «Вулкан» (до 15 т на ГПО), призванной заменить одновременно и «Атлас-5», и «Дельту-4». Первый полет нового носителя пока запланирован на 2019 год, его интересной особенностью является спасаемая двигательная установка первой ступени.
В дальнейшем в борьбу за рынок может включиться еще один американский участник – принадлежащая Джефри Безосу компания Blue Origin с РН New Glenn (до 13 т на ГПО). Носитель должен иметь многоразовую первую ступень и совершить первый полет в 2020 году.
Однако нужно учитывать, что спутниковые операторы заинтересованы для устойчивости рынка иметь хотя бы трех провайдеров пусковых услуг, поэтому у «Протона-М» еще есть шанс частично вернуть утраченные позиции при условии решения проблем с надежностью. В ближайшие годы между «Арианспейс», ILS и SpaceX, очевидно, и развернется основная борьба за передел рынка.
Другим интересным событием, хотя и не повлиявшим пока заметным образом на расстановку сил, стал выход Японии на рынок пусковых услуг на ГПО, первый и пока единственный такой полет носителя H-IIA произошел в 2015 году. В планах японцев разработка носителя нового поколения H-III (более 6,5 т на ГПО), который призван заменить семейство H-IIA/B и стать гораздо более привлекательным для коммерции за счет меньшей стоимости пуска. Первый его полет запланирован на 2020 год.
Вышедшая на летные испытания индийская РН GSLV MkIII (до 4 т на ГПО), хотя и не позволяет охватить весь рынок из-за ограниченной грузоподъемности, но уже делает возможной полноценную конкуренцию в секторе легких спутников и вероятнее всего аппараты индийского производства, выводившиеся на Ариан-5, теперь будут переведены на нее.
По-прежнему действуют американские ограничения в отношении Китая, поэтому его новые носители CZ-7 (до 7 т на ГПО) и CZ-5 (до 14 т на ГПО), совершившие первые полеты в 2016 г., хотя и расширяют возможности Китая по выведению полезных нагрузок на геостационарную орбиту до уровня США и Европы, вряд ли изменят существенным образом ситуацию на рынке пусковых услуг. С другой стороны, расширяются возможности по конкуренции на рынке спутников связи с использованием новой тяжелой платформы DFH-5, т.к. теперь масса спутников китайского производства не лимитируется грузоподъемностью национального носителя и имеется возможность предлагать заказчику аппараты, аналогичные наиболее тяжелым спутникам американского и европейского производства.
Таким образом, за прошедшие годы произошел существенный передел рынка пусковых услуг на ГПО, а в мировом ракетостроении появился новый тренд – создание новых семейств носителей для замены существующих без заметного роста грузоподъемности, но с декларируемым уменьшением стоимости пуска, то есть упор делается не на повышение энергетических возможностей, а на экономику. Сложно сказать, окупятся ли эти разработки при нынешнем темпе пусков, однако нельзя сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость поддержания квалификации разработчиков и передачи опыта в процессе смены поколений ракетчиков, что можно сделать, только создавая реальное «железо». Кроме того, в ракетные комплексы нового поколения вводятся элементы многоразовости (спасение первых ступеней либо их двигательных установок), хотя выгода от их использования пока опять-таки не очевидна.
Использованные сокращения:
ГСО – геостационарная орбитаИспользованные источники:
Журналы «Новости космонавтики» и их сайт http://www.novosti-kosmonavtiki.ru